Контрафактный люкс
Объем и динамика российского рынка

Российский рынок контрафактных люксовых товаров в 2020 году*

248

млрд рублей

* одежда, обувь, аксессуары

1. Онлайн-опрос покупателей поддельных и оригинальных люксовых товаров
МЕТОДОЛОГИЯ
Объем выборки:
Сроки проведение исследования в соцсетях:
385 интервью
июнь 2020 г.
Проведен семантический и визуальный анализ объявлений о продаже товаров класса люкс в социальных сетях на базе онлайн-платформы BrandMonitor. В ходе исследования были проанализированы объявления с предложением контрафактной продукции за период с июня 2018 по июнь 2020 года. В общей сложности проанализировано более 10 млн постов в социальных сетях (Одноклассники, Инстаграм, Вконтакте, Телеграм) с упоминанием 18 люксовых брендов, среди которых выделено около 5 млн постов с предложением о продаже. Среди них выделено 3,5 млн постов с предложением покупки контрафактной продукции.

Определение факта продажи подделки проводилось на основе ряда параметров: открытое признание в тексте объявления, слова-триггеры, характерные для постов с контрафактом, несуществующие модели и расцветки товаров, тестовые закупки с последующей экспертизой товаров.

Выборка:
экономически активное население России, имели опыт покупки оригинальных или контрафактных товаров luxury-брендов в категории «Одежда и обувь» за последние 12 месяцев.

Сроки проведения опроса (1 волна):
июнь 2019 г.
Сроки проведения опроса (2 волна):
ноябрь 2020 г.
2. Анализ соцсетей
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Российский онлайн рынок поддельных люксовых вещей в 2020 году в денежном выражении
₽74 млрд
₽174 млрд
Приходится на российские каналы оффлайн в 2020 году в денежном выражении
₽4400
Cредняя стоимость поддельной вещи в 2020 году
Покупателей оригинального люкса считают покупку подделок неэтичной
>33%
АКТУАЛЬНОСТЬ
Особенностью второй волны является сложная социально-экономическая ситуация, спровоцированная пандемией COVID-19. Росстат оценивает падение ВВП РФ в 2020 году относительно предыдущего года в 3,1%2, а реальные располагаемые доходы россиян снизились на 3,5% по итогам года. В нашем исследовании более половины респондентов (53%) отметили, что их финансовое положение ухудшилось, причем в наибольшей степени пострадали люди с невысоким доходом (значимо чаще об ухудшении материальной ситуации заявляли респонденты с доходом менее 25 000 рублей в месяц (63%), в то время как значимо реже об ухудшении финансового положения говорили респонденты, чья зарплата превышает среднюю заработную плату по стране и составляет более 45 000 рублей в месяц — таких оказалось 39%).

КАНАЛЫ ПРОДАЖ: ОНЛАЙН И ОФЛАЙН
Согласно данным FCG, объем онлайн рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2020 году вырос с 10% до 23%.

На рынке контрафактной одежды, обуви и аксессуаров класса люкс данный показатель традиционно выше и составляет 30%. В первую очередь это связано с «видимостью», заметностью поддельных люксовых товаров для надзорных и проверяющих инстанций: большая часть торговли вынужденно переместилась из традиционных оффлайновых магазинов и павильонов в социальные сети и интернет-магазины.

Доля онлайновых каналов распространения поддельных люксовых вещей не изменилась, по сравнению с данными 2019 года и по-прежнему составляет примерно треть. Стабильность доли онлайн продаж поддельного люкса связана с перераспределением каналов онлайн продаж: социальные сети в последние годы стали более популярными, интернет-магазины — менее популярными.
Способ покупки поддельных товаров класса люкс
% от числа опрошенных
30%
70%
Онлайн
Офлайн
Распределение категорий контрафакта
% от числа опрошенных
48%
Кроссовки
36%
Сумки, кошельки
33%
Футболки
33%
Джинсы
РЫНОК ОНЛАЙН-КОНТРАФАКТА
Среди всех объявлений о продаже товаров класса люкс в соцсетях за последние два года подделки составляют более 78%, но только 11% продавцов контрафакта открыто признают неоригинальное происхождение товаров. С июня 2018 по июнь 2020 общее число активных аккаунтов в социальных сетях, предлагающих поддельные товары класса люкс составило не менее 192 000 штук.

Существенной динамики изменений количества постов с предложением контрафактной продукции по отдельным брендам не наблюдается, но их количество увеличивается в соответствии с общим темпом роста продаж через онлайн-каналы.

Более половины аккаунтов с поддельными предметами люкса продают товары только одной марки. 34% предлагают продукцию от 2 до 5 брендов. При этом контрафактный люкс продают не только в розницу, но и оптовыми партиями. Более 6 250 действующих аккаунтов открыто предлагают оптовые покупки контрафактного люкса.

МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ
По итогам первого полугодия 2020 года скорость появления постов с контрафактом возросла на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В период с января по июнь 2019 года в социальных сетях появилось более 292 000 постов, открыто продающих поддельный люкс. За аналогичный период 2020 года этот показатель превысил 333 000. В целом же за период с июня 2019 по июнь 2020 в социальных сетях было опубликовано более 625 000 постов с прямой продажей контрафактных товаров люксовых брендов.
Скорость публикаций постов с контрафактом в период с марта по апрель 2020 года упала на 40% по сравнению с февралем того же года (с 62 500 до 37 500). Но уже к июню скорость появления новых постов достигла февральских значений. Вероятно, это связано с возникшими вследствие карантинных ограничений трудностями с поставками товара и закрытием шоурумов: осуществлять закупки новых товаров было практически невозможно, соответственно, отсутствие поступлений привело к снижению активности продаж.
>6 000
аккаунтов в соцсетях
предлагают оптовые поставки контрафакта
Дизайнер:
Анна Ильина