Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ведомства по интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO), доля контрафакта на мировом рынке выросла и составила 3,3% всех товарных потоков ($509 млрд) против 2,5% ($461 млрд) в 2013 году. Авторы доклада призвали участников рынка обратить пристальное внимание на проблему. Совет хороший, но на практике требующий определенных знаний и навыков.
Битва за настоящее
Как самостоятельно защитить бренд в интернете
Если привычные торговые точки перестанут продавать люксовые копии, то опрошенным, по их мнению, не составит труда найти другой магазин. В совокупности эти результаты указывают на то, что потребители уверены в широком распространении контрафакта и знают о разных каналах его распространения. Однако бренду под силу многократно снизить ущерб от контрафакта.
Разделите весь процесс на несколько этапов.
В интернете так много объявлений о продаже подделок, что кажется, будто продавцов контрафакта не счесть. На самом деле их число не так велико.
Первый шаг в борьбе с контрафактом — выделить «кластеры», относящиеся к одному нарушителю. Достаточно завести таблицу контактных данных нарушителей. Вносите в таблицу телефоны, адреса почты, названия аккаунтов, наименования ООО и ИП, имена, на которые зарегистрированы домены. Веб-сервисы по проверке контрагентов помогут выяснить, какие из найденных контактов связаны между собой.
Так вы поймете размер кластера — чем он масштабнее, тем больше сил и средств было вложено в этот незаконный бизнес. И тем эффективнее будет удар по нему.
Кластер обнаружен — теперь установите, с каким типом продавца вы имеете дело. От этого зависит метод борьбы с ним.
Вся деятельность таких продавцов сосредоточена в интернете. Соцсети, торговые площадки, отдельные сайты — места их постоянного обитания.
Складов и шоурумов у них нет, товар доставляется курьерами. Как правило, продают товар, не требующий примерки, и не скрывают, что это контрафакт. Покупателей ищут, «нагоняя трафик» — через контекстную рекламу, объявления в соцсетях и на торговых площадках.
Перекрывайте поступление трафика всеми возможными способами: блокируйте объявления, закрывайте аккаунты на торговых площадках и группы в соцсетях. Нет трафика — нет посетителей и нет продаж.
Если ваше давление как правообладателя сильно и непрерывно, онлайн-продавцам проще будет сдаться и переключиться на торговлю товарами другого типа или бренда.
Цель их рекламных объявлений — привести покупателя в шоурум, где его напоят вкусным кофе и продадут контрафактный «люкс». Как правило, такие продавцы не скрывают, что торгуют репликами и копиями, привлекая посетителей низкой ценой и возможностью оценить товар перед покупкой.
Не спешите блокировать аккаунты в соцсетях и сайты таких продавцов. Шоурумы крепко держатся за торговлю товарами выбранных брендов. Для эффективной борьбы с ними важно в первую очередь инициировать полицейские рейды. В рекламе шоурумов часто указывают ненастоящий адрес. Используйте контакты продавца: запишитесь на «прием» и выясните, где на самом деле находится шоурум. Посетите это место и узнайте, как организована его деятельность: какими брендами в нем торгуют, каков объем складских запасов, каковы реквизиты продавца. Сделайте тестовую закупку и передайте все материалы в полицию для подготовки рейда. Только после этого стоит инициировать блокировку сайта.
Рассмотрим основные типы продавцов-нарушителей.
смогут реализовать 50 обувных складов если продадут по одной паре кроссовок в месяц
Деятельность оптовиков сосредоточена в офлайне, а интернет служит им лишь для поиска мелкооптовых партнеров. Оптовики создают сайты-визитки, где размещают объявления со своими контактами.
Не нужно блокировать сайты или объявления с контактами — так можно потерять единственную ниточку, ведущую к оптовику. Напротив, эти контакты необходимо использовать, чтобы обнаружить склад для последующего проведения рейда совместно с правоохранительными органами. Заручитесь доверием оптовика, чтобы выйти на склад. Как правило, расположить его к себе можно после двух-трех закупок. Продавцы такого типа хорошо знают, что нарушают закон, поэтому соблюдают конспирацию и осторожничают.
Сайт не представляет для оптовиков никакой ценности. Покупатели ищут их целенаправленно и найдут, даже если те индексируются на второй или третьей странице поисковика.
торговец, поставляющий свои товары в магазины для дальнейшей розничной продажи
держатели малого бизнеса - владельцы мелких торговых точек, шоурумов, киосков
демонстрационный салон одежды, обуви и аксессуаров
Количество продавцов-нарушителей не бесконечно, но порой их слишком много, чтобы справиться со всеми разом. Единичные бессистемные действия будут стоить слишком больших сил и средств. Но проанализировав степень угрозы, которую несут выявленные торговцы контрафактом, можно сконцентрировать удар в нужной точке и добиться ощутимого результата.
Например, вы обнаружили интернет-магазин и сайт-визитку — и там и там торгуют подделками вашего товара.
Поначалу кажется, что бороться нужно с большим магазином: на него идет больше посетителей, он предлагает больше товаров и вообще выглядит как ГУМ на фоне рыночной палатки. Но анализ онлайн-присутствия такого продавца может показать совсем другую картину.
Окажется, что скромный сайт-визитка — лишь один из сотни подобных сайтов, управляемых из одного «командного центра», контролирующего еще десяток аккаунтов на торговых площадках и несколько групп в соцсетях. Обычно такой кластер по торговле контрафактом поддерживается многочисленными рекламными кампаниями, которые завлекают на площадки тысячи заинтересованных посетителей.
Выполнение этой несложной последовательности шагов поможет вам наладить эффективную борьбу с контрафактом в интернете. Такая методика не только сэкономит вам время и ресурсы, но и придаст уверенности, что в этой битве вполне возможно победить, главное — не прекращать системного давления на нарушителей.
ВЫДЕЛИТЕ КЛАСТЕРЫ НАРУШИТЕЛЕЙ