Поддельные кроссовки

Объем рынка контрафактной спортивной обуви
ИССЛЕДОВАНИЕ
Результаты исследования BrandMonitor
На основе репрезентативного опроса россиян, а также изучив данные системы мониторинга контрафакта BrandMonitor, мы проанализировали структуру рынка поддельной спортивной обуви в России и выявили особенности поведения потребителей таких товаров.


Структура российского рынка поддельных кроссовок
Основная часть контрафактной продукции (70%) реализуется через павильоны в торговых центрах (37%) и вещевые рынки (33%). В совокупности годовой оборот по этим каналам составляет порядка 54 млрд ₽. На онлайн-торговлю приходится 30% всех поддельных кроссовок, или 23 млрд ₽ в год. Среди них 16 млрд ₽ — это продажи через разнообразные онлайн-магазины, а еще 7 млрд — торговля в соцсетях.

Контрафакт присутствует во всех каналах продаж — зон, «чистых» от подделок, на данный момент практически не существует. При появлении новых каналов продаж контрафакт сразу же появляется и в них.
Цена подделки
Средняя стоимость пары контрафактных кроссовок не превышает 2400 ₽. Дороже всего подделки стоят в Москве — в среднем 2900 ₽, в городах-миллионниках — 2200 ₽, в городах с населением от 100 тысяч до миллиона человек — 2000 ₽.

Анализ стоимости поддельных и оригинальных кроссовок в соцсетях и на маркетплейсах, проведенный с помощью системы онлайн-обнаружения контрафакта, показал, что средняя цена на подделки не превышает 3000 ₽.


Предложения контрафакта
Интернет пестрит множеством объявлений, в которых говорится о продаже поддельных кроссовок. Например, в соцсетях только по одному конкретному бренду можно найти больше 100 000 постов, предлагающих поддельную продукцию. При этом во многих случаях продавцы не скрывают, что торгуют контрафактом — они говорят о «копиях» или «репликах» оригинальных моделей. Упомянутые 100 000 постов обеспечивают охват аудитории в 20 миллионов человек.

Изучение ассортимента в обычных магазинах показало, что в крупных городах на одну торговую точку с оригинальной продукцией приходится в среднем три точки, торгующие контрафактом. При этом магазины с подделками часто находятся в центре города — неподалеку от магазинов с оригинальной продукцией. Благодаря полицейским рейдам в таких точках год суммарно изымается более 10 000 единиц контрафактной продукции только по одному бренду кроссовок.
Способность распознать подделку
Отдельной частью исследования стало изучение способности покупателей распознавать сайты, торгующие подделками. Для этого респондентам показывали скриншоты с сайтов легальных онлайн-магазинов, а также тех, где торгуют контрафактом.

Предварительно мы изучили мнения самих респондентов о том, способны ли они отличить сайт, на котором продаются поддельные кроссовки, от сайтов с оригинальной продукцией. Половина опрошенных (50%) выразили уверенность в том, что смогут справиться с этой задачей.

Однако на практике лишь треть респондентов (33%) смогли правильно определить онлайн-магазины, предлагающие неоригинальные товары. Еще 42% опрошенных спутали магазины, торгующие контрафактом, с легальными продавцами. Остальные опрошенные затруднились с ответом.
Примечательно, что стоимость контрафактной пары кроссовок не зависит от стоимости оригинальной обуви. Иными словами, и при цене оригинала в 12 000 ₽, и при цене оригинала в 4000 ₽ стоимость одной «копии» составит в среднем 3000 ₽. Так происходит потому, что продавцы контрафакта при формировании цены на товар учитывают не затраты на производство (они всегда минимальны в силу дешевизны материалов и отсутствия контроля качества), а цену, которую покупателю будет комфортно заплатить.
По итогам исследования можно предположить, что потребители сильно переоценивают свою способность распознать контрафакт в интернете. Приобрести подделку рискуют даже те, кто абсолютно уверен, что покупает оригинал.
Данные собраны в ходе онлайн-опроса. Объем выборки — 1000 интервью. Выборка репрезентирует взрослое население России в возрасте от 18 до 55 лет, города с населением от 100 тыс. человек.
Сбор данных осуществлен в августе 2019 года
Объем рынка спортивной обуви в России составляет 157 миллиардов рублей, при этом около 77 миллиардов (33%) приходится на нелегальный оборот.
Текст:
Дизайнер:
Ангелина Левина
Анна Ильина
Иллюстрации:
Илья Кутовой
Годовой оборот контрафактного люкса составил 280 млрд рублей
Россияне считают копии товаров легальной продукцией
Как исследования развенчивают заблуждения об индустрии подделок
Как самостоятельно защитить бренд в интернете