Подделки обычно ассоциируются с вещевыми рынками и торговыми рядами, но не менее широко они представлены в торговых центрах. Контрафакт в торговых центрах реализуется в частности через «островки» – небольшие отдельно стоящие прилавки в зонах плотного трафика покупателей. Исследование BrandMonitor посвящено изучению объёма продаж и особенностей торговли контрафактом в островках.
Специалисты BrandMonitor предварительно выявили точки, в которых торгуют контрафактом, и выполнили тестовые закупки. В островки, в которых по результатам экспертизы подтвердилась торговля контрафактом, были направлены тайные покупатели для проведения интервью. Всего опрошены 100 продавцов-консультантов, торгующих подделками. Дополнительно был проведен репрезентативный онлайн опрос жителей России в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в городах с численностью населения от 100,000 человек и выше. Общий объем выборки составляет 7,000 респондентов.
Контрольные закупки в островках выполнены по итогам обхода 3,000 торговых центров в 40+ городах России. Закупки осуществлялись во всех категориях товаров, представленных в островках. Интервью с продавцами-консультантами проведены в пяти городах России — Москва, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Красноярск.
России действует более пяти тысяч торговых центров. В зависимости от метража помещения, на территории торгового центра может находиться от одного до двадцати-тридцати различных островков. Данные, собранные BrandMonitor, показывают, что объем продаж подделок через островки превышает 25 млрд рублей в год.
Через «островки» распространяются детские игрушки, аксессуары для электроники, сумки и рюкзаки, косметика и парфюмерия. Доля контрафакта доходит до 60% в зависимости от типа островка и категории торгового центра.
Общий оборот нелегальных товаров в островках за один год
Результаты инициативного исследования юридической компании BrandMonitor
Большинство продавцов, торгующих контрафактом в «островках», открыто признаются в торговле подделками
В ходе интервью 69% продавцов открыто признались, что торгуют подделками. Еще 31% предпочли скрыть этот факт, хотя предварительные закупки показали, что на их прилавках присутствуют неоригинальные товары. Среди опрошенных продавцов 55% не знают, запрещает ли закон продавать контрафакт. Еще 35% считают, что торговля подделками легальна, и только 10% отвечают, что продавать подделки — значит нарушать закон.
Среди продавцов, которые признались в торговле копиями и репликами, большинство (70%) утверждают, что продают товар высокого качества. Еще 10% считают, что их товар превосходит оригинальный по качеству. 20% опрошенных допускают, что реализуемые ими контрафактные товары могут быть некачественными.
Неудачный опыт посетителей «островков» в торговых центрах
Чтобы изучить опыт покупателей в «островных» торговых точках, BrandMonitor провели опрос среди населения России. Результаты показали, что в островках совершают покупки почти три четверти россиян — 73%. Покупки скорее эпизодические, чем регулярные. Ежемесячно делают покупки в островках 13% опрошенных, остальные (60%) — от случая к случаю, раз в несколько месяцев или реже.
В период праздников (в том числе, перед Новым Годом и Рождеством) число покупателей возрастает — их привлекают праздничные сувениры.
42% посетителей островков испытывали проблемы с купленной продукцией. Так, 21% покупателей сообщили об отсутствии гарантии производителя, 18% купили подделки, 13% приобрели бракованный или низкокачественный товар. Большинство (70%) покупателей решили вернуть проблемные товары. Из них две трети (69%) успешно осуществили возврат, остальные этого сделать не смогли — продавец отказался принимать товар.
Продажи в островках часто воспринимаются как бизнес с незначительным оборотом, который не наносит серьёзного ущерба правообладателю. В совокупности островки реализуют объемы, сопоставимые с большими складами продукции.
Генеральный директор BrandMonitor