Мошенничество

среди автодилеров

2021

Объем рынка

Основные выводы

Покупка нового автомобиля в неавторизованном дилерском центре БОЛЕЕ чем в 70% случаев связана с мошенничеством и Dark Patterns.

Средняя переплата клиента в результате применения Dark Patterns при покупке нового автомобиля в авторизованном дилерском центре составляет ₽75 000+, в неавторизованном дилерском центре — ₽169 000+.

Емкость рынка мошенничества и Dark Patterns в авторизованных и неавторизованных дилерских
центрах при покупке нового автомобиля составляет не менее 65 млрд рублей в год.
По данным нашего опроса, основная часть (почти 95%) новых легковых автомобилей в России покупается в авторизованных дилерских центрах. Результат совпадает с экспертными оценками доли так называемых серых или неавторизованных дилеров: на их долю приходится порядка 5% продаж новых автомобилей.

Широко известно, что неавторизованные дилерские центры зачастую прибегают к мошенническим действиям в ходе продажи автомобилей. На специализированных сайтах и форумах автомобилистов описаны разнообразные схемы, к которым прибегают менеджеры таких неофициальных центров. Однако покупка автомобиля даже в авторизованном дилерском центре зачастую сопряжена с рядом ситуаций, приводящих к незапланированным дополнительным тратам, что, с одной стороны, не является мошенничеством, но с другой стороны воспринимается покупателями как не совсем честный способ продаж и вызывает закономерное возмущение. Во втором случае мы будем говорить о темных паттернах продаж на автомобильном рынке. Изучение комплекса ситуаций, как мошеннических, так и представляющих собой законные, но в то же время «серые», неофициальные способы продаж (так называемые Dark Patterns) стало основной целью нашего исследования.

Анализ данных показал, что ⅔ всех покупателей автомобилей сталкиваются с теми или иными неприятными ситуациями — мошенничеством или темными паттернами.
Введение
Мошенничество
Основные понятия
Dark Patterns
действия сотрудников дилерских центров по продаже автомобилей и услуг, нарушающие законодательство РФ. Пример: Продажа «битых» автомобилей под видом новых
действия сотрудников дилерских центров по продаже автомобилей и услуг, формально не нарушающие законодательство РФ, но воспринимаемые потребителями как нечестные. Пример: Навязывание более дорогой комплектации автомобиля



Суммарный объем переплат, связанных с мошенничеством и Dark Patterns, среди клиентов авторизованных дилерских центров составляет не менее 61 млрд рублей в год. Учитывая долю продаж, которая обеспечивается неавторизованными дилерскими центрами, общие потери и переплаты покупателей новых автомобилей составляют не менее 65 млрд рублей в год.

Расчет суммарного объема рынка сделан на основе результатов исследования (распространенность разных типов ситуаций, доля покупателей, потерявших деньги, средний размер ущерба), долях рынка авторизованных и неавторизованных центров и информации o количестве проданных за год автомобилей.
Объем рынка мошенничества и Dark Patterns
В среднем по России 95% покупателей приобретают новый легковой автомобиль в официальных дилерских центрах. Остальные 5% покупателей делают выбор в пользу неофициальных продавцов.

В большинстве регионов 97% покупок приходится на официальные центры (Приволжский, Северо-Западный, Уральский, Центральный, Южный ФО). Чуть меньший процент наблюдается в Сибирском (95) и Северо- Кавказском (89) федеральных округах. В Дальневосточном федеральном округе в официальных центрах приобретали автомобиль лишь 70% автолюбителей, что значимо меньше, чем в других частях России.
Выбор дилерского центра
Доля продаж новых автомобилей через неофициальные дилерские центры по ФО, %
Приволжский
Южный
Уральский
Центральный
Северо-Западный
Сибирский
Северо-Кавказский
Дальневосточный
3
3
3
4
5
7
11
30
Среди факторов, определивших причины выбора информантами места покупки наиболее популярными являются удобство расположения (в частности – близость к дому), выгодные условия (цена, трейд-ин, кредитные предложения) и рекомендации друзей и знакомых.
Почему Вы выбрали именно этот дилерский центр? %
15
2
3
4
4
4
5
6
6
7
11
11
21
Другое
Широкий выбор
Доверяю
Официальный центр
Акции, скидки
Единственный в городе подходящий
Качество
Предыдущий опыт использования
Надёжность
Нужный автомобиль был в наличии
Советы/отзывы
Выгодные условия
Близость, удобство расположения
6 Навязывание более дорогой комплектации автомобиля
5 Запугивание, эмоциональное давление
5 Предварительный договор с последующим изменением стоимости
5 Ложь о характеристиках автомобиля
4 Предложение невыгодной страховки КАСКО
2 Продажа «битого», поврежденного автомобиля под видом нового
5 Требование аванса, который невозможно вернуть
1 Исчезновение автосалона после оплаты без выдачи автомобиля
10 Ничего
8 Навязывание дополнительных услуг
9 Заниженные цены в рекламе
9 Слишком долгое и утомительное ожидание одобрения автокредита
12 Предложение невыгодного автокредита (в конкретном банке)
Сталкивались ли Вы со следующими ситуациями во время последней покупки автомобиля? Отметьте, пожалуйста, все ситуации, с которыми Вы столкнулись, несколько ответов, количество человек от всех опрошенных, N=55
Отметьте, пожалуйста, все ситуации, с которыми Вы столкнулись, несколько ответов, количество человек от всех опрошенных, N=55
Сталкивались ли Вы со следующими ситуациями во время последней покупки автомобиля?
  • Целевая аудитория
    Покупатели нового легкового автомобиля в течение последних 3-х лет
  • Количество респондентов
    Всего – 1114
  • Метод сбора информации
    Онлайн-опрос
  • Выборка
    Стратифицированная пропорциональная выборка жителей городов РФ по ФО и размеру города. Все федеральные округа РФ
  • Распределение мужчин и женщин
    50%/50%
  • Время проведения опроса
    Апрель 2021
Анна Ильина
Дизайнер:
Евдокия Харитонович
Иллюстратор: