Поддельные автозапчасти

Анализ рынка и результаты социологического опроса

₽27

млрд

оборот поддельных
автозапчастей в 2020 г.

₽1

трлн

составил рынок комплектующих в 2019 г.

,5

Поддельные автозапчасти

Анализ рынка и результаты социологического опроса

₽27

млрд

оборот поддельных
автозапчастей в 2020 г.

₽1

трлн

составил рынок комплектующих в 2019 г.

,5

С проблемой поддельных автозапчастей автогиганты и их клиенты сталкиваются по всему миру. Мировой рынок поддельных автозапчастей оценивается экспертами не менее чем в 20 млрд долларов США в год. Эта проблема не нова и для нашей страны: Федеральная таможенная служба периодически отчитывается об изъятии партий контрафактных автозапчастей, на форумах автолюбителей можно найти описание отличительных признаков оригинальной продукции, по интернету расходятся ролики с тестами оригинальных и поддельных деталей.
снижение импорта автозапчастей
за первые 3 квартала 2020
снижение производства
атокомпонентов к августу 2020
Данные о доле контрафакта на рынке автозапчастей сильно отличаются в различных источниках. Средняя доля контрафактных запчастей на мировом рынке оценивается аналитиками ОЭСР в 2,5%1. При этом надежной информации о доле контрафакта на российском рынке практически нет. Именно поэтому BrandMonitor инициирует серию исследований в данной области. По нашим оценкам, доля контрафакта на российском рынке соответствует среднемировым значениям и составляет 2,4%. И это много. Так как подлинность автокомпонентов напрямую связана с безопасностью использования автомобиля и в конечном итоге с жизнью и здоровьем людей.
17%
9%
Данные собраны в ходе онлайн-опроса.
МЕТОДОЛОГИЯ
Дата проведения:
Выборка:
География опроса:
16-21 декабря 2020 года
общий объем составил 1000 интервью
города с населением от 100 тыс. чел.
Выборка включала мужчин и женщин в возрасте от 20 до 55 лет, имеющих в своем распоряжении автомобиль и принимающих решение относительно его сервиса и ремонта. Опросник включал в себя ряд вопросов, связанных с поведенческими практиками респондентов при выборе и покупке автозапчастей, их установками и ценностями, отношением к контрафактным запчастям и осведомленностью в данной области.
Доля поддельных автозапчастей на российском рынке составляет 2,4%, что соответствует среднемировым значениям. Оборот поддельных автозапчастей в 2020 году составил не менее 27 млрд рублей. Бóльшая часть автозапчастей реализуется в сервисных центрах, в которых происходит их замена. На сервисные центры приходится 67% от всех продаж автозапчастей (не менее 740 млрд рублей). 33% автолюбителей приобретают автозапчасти самостоятельно. Покупатели всё чаще предпочитают покупать автозапчасти в интернет-магазинах, предлагающих более выгодные цены, по сравнению с традиционными офлайновыми точками продаж. Доля онлайн каналов за 10 месяцев 2020 года выросла не менее, чем на 7% и составила 26% (не менее 90 млрд рублей).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
59%
из числа опрошенных
сообщают, что не смогут отличить оригинальную деталь от подделки
23%
из числа опрошенных
сообщают, что имеют опыт покупки поддельных комплектующих для автомобиля
При детальной оценке каждой купленной автозапчасти только 2,4% автозапчастей относятся покупателями к поддельным. При этом оценивая долю подделок на российском рынке автокомпонентов в целом, автолюбители называют существенно более высокие значения — вплоть до 20−30%, аналогично оценкам доли контрафакта на других потребительских рынках, в меньшей степени связанных с риском жизни и здоровью. Использованная методология оценки доли контрафактного товара на рынке автозапчастей учитывает совокупность обстоятельств покупки, а не только генерализованные оценки покупателей. 59% автолюбителей сообщают, что точно или скорее всего не смогут отличить оригинальную деталь или аналог от подделки. 23% автолюбителей сообщают, что имеют опыт покупки поддельных автозапчастей. Статистически значимых различий между жителями столиц, городов-миллионников, средних и малых городов в оценке опыта приобретения подделок не обнаружено.
Каналы покупок автозапчастей,
% от автозапчастей, купленных самостоятельно
Несетевой магазин
30%
26%
18%
12%
4%
3%
Сетевой магазин
Российский
интернет-магазин
Авторынок
Маркетплейсы
Затрудняюсь
ответить
Каналы покупок автозапчастей,
% от автозапчастей, купленных самостоятельно
Несетевой магазин
30%
26%
18%
12%
4%
3%
Сетевой магазин
Российский интернет-магазин
Авторынок
Маркетплейсы
Затрудняюсь ответить
30,1%
25,8%
18%
12%
3,6%
3,1%
Треть деталей (33%) приобретается автолюбителями самостоятельно — в магазинах, на рынках, в интернет-магазинах. Оставшиеся две трети (67%) автозапчастей обычно покупаются в сервисных центрах, в которых далее проводится замена. Значимо реже приобретаются самостоятельно следующие детали: детали двигателя и системы охлаждения двигателя, детали системы питания (карбюраторы, форсунки, шланги и др.), а также детали подвески (амортизаторы, рессоры и др.) и защитные элементы кузова (сальники, подкрылки и др.) — их в основном приобретают в сервисных центрах.

Чаще покупают самостоятельно элементы освещения (лампы, фары и др.), щетки стеклоочистителя, воздушные и салонные фильтры, свечи зажигания. Более половины (56%) самостоятельных покупок автозапчастей совершается автолюбителями в несетевых и сетевых магазинах автозапчастей. Именно традиционные офлайновые точки продаж (магазины и авторынки) довольно сильно пострадали в ходе карантина: покупатели вынужденно перешли на покупку автозапчастей в интернет-магазинах.

Доля интернет-магазинов существенно возросла за период пандемии, когда многие офлайновые магазины и авторынки были закрыты: в начале 2020 года только 19% автозапчастей приобреталось онлайн, в то время как к декабрю этот показатель составил не менее 26% (рост составил 7% за 10 месяцев).

Онлайн магазины могут предложить покупателю существенно более выгодные цены: доступная цена всегда была важным фактором покупки автозапчастей, а в условиях финансового кризиса чувствительность покупателей к цене только возросла. В денежном выражении объем онлайн рынка автозапчастей составил 90 млрд рублей.
ДОЛЯ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН ПОКУПОК
Дизайнер:
Анна Ильина